Category: музыка

Category was added automatically. Read all entries about "музыка".

puzzleExists

Натан Альтерман, "Письмо Менахема-Мендла"

Знаменитая «Седьмая колонка» (Ха-тор Ха-швии) Натана Альтермана в газете «Давар» была там, без преувеличения, самым популярным материалом. По пятницам, когда она выходила, люди заранее собирались у типографии, чтобы не ждать появления газеты в киоске. Посвященная актуальным событиям, колонка вроде бы предполагала сатирический тон и поспешность реакции – в ущерб высоким поэтическим качествам. Но Альтерман не был бы Альтерманом, истинным мастером стихотворной баллады, если бы пошел по этому легкодоступному пути.
Collapse )
puzzleExists

Йоси Сариг, "Свет и Иерусалим"

Русскоязычный человек твердо знает, что мир высокой поэзии крайне редко пересекается с плоскостью песенного стихоплетства. Что небожители Мандельштам, Пастернак и Цветаева обитают в принципиально иных эмпиреях, нежели тусклые ремесленники типа Долматовского, Ошанина и Резника.
Зато в ивритской поэзии всё обстоит совершенно по-другому.
Collapse )
puzzleExists

Zol Zayn

Йосеф Папирников (музыка и слова), исп. Хава Альберштейн.



Ты скажешь – я строю воздушные кущи,
и Бог мой живой – порождение сна…
Так что же? Во сне всё и чище, и лучше,
и небо синей, и отважней весна.

Ты скажешь – меня обессилят потери,
моих кораблей не дождется причал…
Так что же? Неважно, дойдешь ли до цели,
когда ты шагаешь по звездным лучам.

(пер. с идиша)
puzzleExists

Кино про Алексеева

Герой фильма «Кино про Алексеева» (реж. Михаил Сегал, Россия, 2014) – опустившийся одинокий старик, проживающий в деревне под Тулой и добывающий себе пропитание торговлей солеными огурцами на обочине третьестепенной шоссейки. Хромота, отросшие седые космы, толстые стекла в старомодной оправе, унылый беспросветный быт. Ощущение покинутости и заброшенности усугубляется тем, что старик (его играет Александр Збруев) явно не принадлежит к местному окружению: повадкой, разговором, одеждой он смутно напоминает провинциального интеллигента. Или, если угодно, БЫВШЕГО провинциального интеллигента – не потому, что превратился из интеллигента в деревенщину, а потому, что превратился в ничто, в смирившееся с собственной никчемностью человекообразное существо, покорно ждущее смерти.
Collapse )
puzzleExists

Не грозят ей смерти острые ножи...

Сегодня я добавлял на своем сайте переводов ссылки на клипы ю-тьюба, соответствующие положенным на музыку стихам Рахели-хамешоререт. Как и в случае с текстами Натана Альтермана, каким-то стихам повезло с музыкой больше (взять хоть такие неоспоримые хиты, как Напев тоски, Встреча, Неужели, Кинерет, Заперт сад...), а каким-то меньше. Это нормально.

Но я сейчас не об этом, а вот о чем.
Collapse )
puzzleExists

Найдёныш

И если уж речь зашла о балладах Натана Альтермана, то как не вспомнить о балладе "Найденыш". На мой вкус, это одно из сильнейших сюжетных стихотворений, которые когда-либо мне попадались. Скажу больше - страшное стихотворение. Будь на то моя воля, я вешал бы его на доске объявлений каждого родильного дома.
Collapse )
puzzleExists

Элифелет

А вот эта баллада Альтермана, напротив, превратилась в суперпопулярную песню. Впервые баллада о "странном парне" Элифелете была исполнена еще в 1959 году, и с тех пор без нее не обходится ни один День поминовения павших, а также День Независимости и другие знаменательные даты. Автор музыки - Саша Аргов, израильский Дунаевский. В клипе он лично аккомпанирует неправдоподобно юному Шломо Арци.

Collapse )
puzzleExists

Парень из ГАХАЛя

Продолжаю знакомить интересующихся с классикой современного ивритского стиха и ивритской песни, которая преданно следовала за своими лучшими поэтами, спеша положить на музыку едва ли не каждое написанное ими стихотворение. Эта преданность, кстати говоря, представляет собой довольно редкий феномен: обычно эстрада (поп, рок и проч.) отделена от поэзии если не пропастью, то глубоким, труднопреодолимым рвом. Что, в общем, оправданно: у многих стихов уже есть своя собственная встроенная музыка, и они всеми силами сопротивляются превращению в песню. Жесткий и самодостаточный поэтический ритм, властная поэтическая интонация часто являются настоящим прокрустовым ложем для композитора, так что весьма немногие сочинители музыки готовы заранее согласиться на столь существенное ограничение своей творческой свободы.
Collapse )
puzzleExists

Я продолжаю петь...

Утром, если не слишком жарко и достает сил, Нахче садится в свое самоходное кресло на электрическом ходу и выезжает на прогулку. Сначала он долго едет по Пальмовой улице к площади Нахума Хаймана. Нахум Хайман – это он, он сам. Не каждому выпадает в жизни увидеть свое имя на табличке с названием площади, а ему вот выпало, да. В принципе, можно было бы и погордиться, но возраст не тот. На девятом десятке даже самое сильное тщеславие выцветает до уровня фона – как окрестные самарийские холмы летом. Поэтому Нахче просто, не гордясь, сворачивает направо, в улицу Ивритской поэзии.
Collapse )