Category: кино

Category was added automatically. Read all entries about "кино".

puzzleExists

Искусство кривоментального жанра

(перепост с сайта "Полоса")

Первый канал израильского ТВ закончил показ пятисерийного документального фильма «Шомрей hа-саф». Документального? Гм… Это определение подразумевает рассказ, основанный на документах, фактах, свидетельствах, что предполагает если не бесспорную правдивость результата, то, по крайней мере, нечто весьма близкое к истине. Но как в таком случае назвать фильм, представляющий собой явную фальшивку, которая, по очевидному замыслу авторов, призвана утвердить искаженный взгляд на историю, обелить провалившуюся, грязную, мокрую от пролитой крови идеологическую концепцию? Промывоментальный? Кривоментальный?
Collapse )
puzzleExists

Несвоевременные письма

Идея сборника (или, точнее, банды) культурологических эссе, объединенных общим подзаголовком и общей внутренней структурой, пришла мне в голову случайно, сразу после написания недавно опубликованной на Портале Е.Берковича (а затем и здесь) статьи об известной повести Л.Н.Толстого "Смерть Ивана Ильича". Формой там стало письмо, которому, хотя и не суждено добраться до адресата, нельзя в то же время и отказать в исполнении всегдашней почтовой функции: связи. Связи между прошлым и настоящим, иллюзией и реальностью, надеждой и разочарованием.
Collapse )
puzzleExists

Фильм десятилетия

Спикер Хамаса в горячке полемики проговаривает по-арабски то, чего никогда не сказал бы по-английски:
так называемого народа "палестинцев" в природе не существует. Половина живущих в Эрец Исраэль арабов - египтяне, а другая половина - саудовцы:


puzzleExists

Безутешная безнадежность

Последняя, самая трудная, безутешная и безнадежная работа Андрея Тарковского, словно в насмешку, заканчивается посвящением «сыну Андрюше – с надеждой и утешением». Но чем может утешиться маленький мальчик, мимо которого только что проехала санитарная машина, увозящая обезумевшего отца в дом скорбей и печали? Серым северным небом, в котором не бывает солнца? Сухим, вкопанным в камни деревом, которое завещано поливать изо дня в день? И на что он может надеяться? На то, что это дерево, в конце концов, зацветет – через пять, десять, сто пятьдесят, тысячу лет?

Фильм «Жертвоприношение» начинается с дерева и заканчивается им. Этот сквозной образ прорастает сквозь его толщу, как росток бамбука – сквозь тело осужденного на смерть, привязанного к земле человека. Дерево жертвоприношения. Вернее, даже не дерево, а древо – первоначальный, исходный, корневой символ жизни.

Collapse )
puzzleExists

о фильме Балабанова "Груз 200"



В 1969 году на Западе и в Самиздате было опубликовано эссе московского диссидента Андрея Амальрика «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?». Почему именно до 1984-го? – Чтобы подчеркнуть духовное родство нового текста с антитоталитарным пафосом знаменитого романа Дж. Оруэлла. Вряд ли имели место какие-либо иные причины. В конце 60-х вероятность скорой гибели советского монстра казалась близкой к нулю – как нам, телом своим и душою составлявшим плоть, кровь, жратву и испражнения этого монстра, так и высоколобым западным мостроведам, даже отдаленно не подозревавшим, с чем они имеют дело. В этом смысле Амальрик мог смело ставить любую дату – ведь потенциальные читатели заранее принимали ее символичность, неконкретность, невозможность.
Collapse )
puzzleExists

Положить конец оккупации!



Положить конец оккупации!

С недоумением и отвращением следим мы за продолжающейся беззастенчивой оккупацией культурных учреждений Страны. Крикливая горстка маргиналов, чуждых духу традиции, враждебных самим основам израильской государственности, давно уже подмяла под себя местные средства массовой информации, театр, кино, литературу. Оккупировав так называемые «общественные комиссии», посредством которых распределяются бюджеты, премии и призы, где определяется, какую театральную постановку отметить государственным грантом, создание какого фильма финансировать, какое исследование поддержать, эти наглые оккупанты проводят последовательную политику подавления, хамскими сапожищами затаптывая любой живой росток, едва лишь тот попытается пробиться сквозь тяжкие плиты их фашиствующей диктатуры.

Оккупанты безнаказанно распиливают деньги израильских налогоплательщиков, избирая самих себя, раздавая самим себе поощрения и награды, вываливая на субсидированные государством сцены, страницы и экраны свою лживую, бездарную, враждебную лажу. Они тщательно следят за сохранностью своего репрессивного аппарата – вышеупомянутых «общественных комиссий», которые изначально задумывались как широкое собрание представителей общества, но на деле представляют собой не что иное, как органы жесточайшего культурного подавления. Построив между собой и нами мощную разделительную стену ими же изобретенных критериев, бюрократических блокпостов и юридического крючкотворства, оккупанты чувствуют себя в полной безопасности. Любая, даже самая робкая попытка смягчить режим оккупации немедленно встречается ими в штыки; при этом, в духе лучших оруэлловских образцов инверсного смысла, душители выступают под флагом борьбы за свободу, фашисты рядятся в тогу демократов, волки натягивают на себя овечью шкуру.

Довольно! Долой оккупантов! Стряхнуть душителей прочь с нашей шеи! Вышвырнуть фашистов вон с теплых местечек, где они нагло жируют на наши общие деньги! Назначить эффективный контроль над деятельностью «общественных комиссий», реорганизовать их, превратив из закостеневшего аппарата насилия над обществом в постоянно обновляющийся, подчиненный обществу орган. Долой идеологический диктат фашиствующих маргиналов! За нашу и вашу свободу! Положить конец оккупации!
puzzleExists

Несовместимо с жизнью

Впервые фильм Алексея Германа «Хрусталев, машину!» я посмотрел давно – по-моему, в 99-ом, примерно через год после каннского провала – когда Юрий Цурило, исполнитель главной роли, привез в Иерусалим копию для однократного показа. Помню состояние немой оглушенности, с которым вышел. Подобное действие на меня оказывали до того лишь два фильма Тарковского – «Андрей Рублев» и «Жертвоприношение».
Collapse )
puzzleExists

Утомленные солнцем - 2

Помню, как в конце 70-х вместе со многими удивлялся категорическому несоответствию личности Н.С.Михалкова его же собственным творениям. Вот "Неоконченная пьеса для механического пианино" и "Пять вечеров". Гениальные картины. А вот их автор в телевизионном интервью - как рот ни откроет, все хрень какая-то из него лезет. И не в том даже дело, что суть высказывания неприемлема, или противоречива, или ошибочна. Одно это вышеупомянутого несоответствия еще не предполагает - большой художник имеет право нести масштабную хрень. А в том дело, что речи, Никитой Сергеевичем произносимые, были типичными речами банального дурака - бессвязными, скучными, временами просто нелепыми.
Collapse )