puzzleExists

"История, оперенная рифмой"

Я всегда удивлялся, читая и выслушивая рассказы авторов о том, с каким необыкновенным трепетом и волнением они брали в руки свою только что вышедшую из типографии книгу. Сам я никогда ничего подобного не испытывал – разве что чувство неловкости перед теми, кто мне, что называется, вручал: они-то точно полагали, что лицо автора должно тут же озариться неземным светом, чего в моем случае не было и в помине.

Обычно в такие моменты думаешь: «Как?.. и это всё?..» – повертишь в руках, да и поставишь на полку. Я даже не знаю, есть ли в дюжине написанных и/или переведенных мною книг неразрезанные страницы, поскольку никогда не просматривал их даже наискосок. Да и зачем их читать? Я их писал. Писал, написал и хватит – прости-прощай, черный понедельник.
Collapse )
puzzleExists

"Нелюбовь" Звягинцева

Посмотрел «Нелюбовь» Звягинцева. Как обычно после его фильмов – двойственное чувство. Местами очень хорошо, местами неплохо, местами натужно, местами примитивно-пропагандистски, местами просто теряешь нить повествования. Да, налицо качественная работа с актерами: все более-менее органичны, что уже достижение для современного российского кино. Налицо качественный, хотя и без особенных изысков и находок, оператор. Налицо, что еще важнее, и качественный – в плане откровенности и прямоты – месседж: калечащая людские души злоба, ставшая сейчас, по-видимому (во всяком случае, по-звягинцевому), фирменной маркой российского общества. Именно злоба с большой буквы З, а не зачем-то изобретенное претенциозное спец-слово «нелюбовь».
Collapse )
puzzleExists

Хнаджа

(из цикла рассказов "Почти были")

«Здравствуй, мой дорогой мальчик. Здравствуй, Йоси…»

Рахель помедлила, выцеливая копьем авторучки следующую строку. Всегда кажется, что трудно начать, но на самом деле это проще всего. Привет, шалом, здравствуй, как дела… Проблема – с продолжением. Она вздохнула и положила ручку.
Collapse )
puzzleExists

Всегда готов!

В 1923 году Давид Бен-Гурион приехал в Москву на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку. Тогда он был только-только избран одним из секретарей недавно организованного Гистадрута и пока еще пребывал в тени более авторитетных товарищей. Время в Советской России было нэпмановское, относительно вегетарианское, что позволило гостю из Эрец Исраэль относительно свободно гулять по Москве и встречаться с местными сионистами. Одна из таких встреч – с активистами московского комитета движения «ХеХалуц» – происходила на квартире богатого нэпмана и была полулегальной, почти подпольной. С одной стороны, «ХеХалуц» тогда еще не был официально запрещен, с другой – на подобное собрание вполне могли заявиться чекисты и арестовать всех участников.

БГ вспоминает, что в заседании участвовали 10 человек. Председатель комитета, молодой парень по имени Леся Галили представил гостя и затем, внушительно выпрямившись, возгласил: «Будь готов!» (היה נכון). Остальные молодые люди тут же вскочили и, встав по стойке смирно, хором ответили: «Всегда готов!» (נכון תמיד).

Прочитав это, я слегка прибалдел. Смотрите, какое тут дело – по крайней мере, на первый взгляд.
Движение «ХеХалуц» появилось в начале 1880-х годов, как молодежная фракция сионистского общества «Ховевей Цион». Его целью была подготовка молодежи к алие, то есть изучение иврита и приобретение полезных рабочих специальностей. В этом смысле лозунг «Будь готов!» звучит вполне уместно.

Этот же лозунг «Будь готов!» (Be prepared!) жестко ассоциируется со скаутами, чье начало принято отсчитывать с 1908 года, когда полковник Баден-Пауэлл выпустил свою знаменитую книгу «Scouting for boys». Именно и только «Будь готов!» - без какого-либо ответа.

А вот Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина, основанная в 1922 году, заявляет в своей исторической справке, что лозунг «Будь готов! – Всегда готов!» заимствован ею у скаутов. Но заимствованием, как мы видим, является лишь первая часть лозунга. Откуда же взялась вторая? Явно из какого-то другого источника...

Любопытно, что точно такой же вариант (היה נכון – נכון תמיד) практикуют и израильские скауты – цофим. Ладно, допустим, они подражали не ХеХалуцу, а советским пионерам (серьезное скаутское движение появилось в Эрец Исраэль лишь после провозглашения государства). Чего никак нельзя допустить, так это того, что столь авторитетная и зрелая сионистская организация как «ХеХалуц», наработавшая к 1923 году более чем сорокалетний стаж работы, стала бы заимствовать свой главный лозунг у детского коммунистического движения, появившегося на свет всего год тому назад. Так что заимствование, если и было, то лишь в противоположном направлении. Ведь вполне вероятно, что среди первых взрослых активистов ВПО им. Ленина затесался какой-нибудь особо активный рабинович с халуцианским прошлым.

Понимаете, к чему я веду? Очень может быть, что миллионы простых советских мальчиков и девочек с красными галстуками на груди, сами того не зная, из года в год ежедневно декламировали ни что иное как лозунг проклятого сионизма, провозглашая готовность к измене Родине посредством эмиграции в Израиль и к империалистическому захвату исконных арабских земель!

Невидимый, но от этого не менее ядовитый призрак Биньямина-Зеева Херцля и его приспешников сопровождал российских строителей коммунизма в каждой советской школе, на каждом ленинском субботнике, на ударном сборе металлолома и макулатуры, на первомайских демонстрациях и пионерских линейках…
«Всегда готов» - хором кричали эти невинные дети, даже не представляя, что клятва их адресована вовсе не СветломуБудущему™, а коварным жидомасонам!

Немудрено, что они так ни хрена и не построили.
puzzleExists

По тому же шаблону

"Новая" напечатала газетную (то есть сокращенную примерно вчетверо) версию моей рецензии на книгу Бенциона Нетаниягу об истоках испанской инквизиции. К сожалению, по не известным мне причинам и эта укороченная заметка отредактирована не слишком удачным образом. Поэтому вместо того чтобы просто дать ссылку, приходится помещать здесь оригинал. Впрочем, ссылка тоже может пригодиться: интересующиеся могут теперь сравнить и сделать выводы относительно смещенных акцентов и опущенных редактурой мест. Небезынтересно в смысле современного газетоведения.

Алекс Тарн
По тому же шаблону

Фундаментальная монография Бенциона Нетаниягу «Истоки инквизиции в Испании XV века», переведенная на русский с английского оригинала (пер. Даниэль Фрадкин) и изданная при поддержке Российского еврейского конгресса, предлагает новый взгляд на истоки Испанской инквизиции, учрежденной в конце XV века королями Изабеллой и Фердинандом. Многие полагают, что это печально прославившееся жестокостью учреждение было создано как сугубо религиозная институция, преследовавшая еретиков: в основном (по крайней мере, поначалу) – притворно крестившихся иудеев, именуемых еще «тайными евреями».
Collapse )
puzzleExists

О реалистах

Помимо идиотского хештэга #БибиНетАльтернативы мне регулярно подсовывается еще и пугало под названием #ТхияКотораяПривелаРабина. Вообще-то от таких соломенных угроз шарахаются только самые глупые птицы (типа галок, грачей и избирателей Либермана), но конкретно этот Страшила изображается едва ли не Железным Дровосеком – настолько убойным кажется подобный аргумент его не слишком далеким авторам.
Collapse )
puzzleExists

Жаль только жить в эту пору прекрасную…

Вчерашний ФБ полнился торжествующими танцами фанатской группы чирлидеров Биньямина-палач-Амоны-Нетаниягу (БпАН).
«Вот видите?! – восторженно вопили они, вскидывая вверх руки с помпонами. – Вот видите?! Шабат уж близится, а рамочки всё там! Кто здесь утверждал, что у нашего божка нет яиц? Они есть! Есть! Слышите этот мелодичный и в то же время громовый звон?!»
Collapse )
puzzleExists

Легковесные

Вчера на презентации «Иерусалимского Журнала» Александр Разгон любезно порекомендовал мне ознакомиться с очерком М. Е. Салтыкова-Щедрина из сборника «Признаки времени» (1863). Очерк называется «Легковесные» и действительно кажется необычайно актуальным. Он довольно длинен: при тогдашнем прискорбном отсутствии Фейсбука/Твиттера даже «легковесные» полуторавековой давности обладали существенно большим запасом терпения, чем нынешние мы. Поэтому я рискнул привести здесь лишь избранные абзацы из этого поистине замечательного текста.
Collapse )
puzzleExists

Эту вечность, эту малость...

Сегодня, 13 июля, день рождения Наоми Шемер (1930-2004) – пожалуй, самой значительной из всех песенных композиторов Израиля. Писала она и тексты к своим песням – тексты прекрасные. Известно, что Наоми сочувствовала идеалам поселенческого движения «Гуш Эмуним» и крайне тяжело переживала последствия капитулянтского соглашения с Египтом, вследствие которого была произведена первая в новой истории массовая депортация евреев руками самих евреев.
Collapse )
puzzleExists

На смерть тусовщика

Квартирный вопрос вечно всё портит. В известном романе – людей, в Израиле – их отношение к газетному «специалисту», который с поразительно безапелляционной уверенностью писал в начале 90-х о том, в чем разбирался весьма поверхностно. В чем именно специализировался этот специалист, понять трудно и сейчас. Некрологи именуют его «блоггером», «автором и участником проектов», «консультантом» и прочими безразмерными, годными на любую голову словами – вплоть до совсем уже устрашающего по потенциалу пустопорожней бессмыслицы «Евангелиста».
Collapse )