alekstarn (alekstarn) wrote,
alekstarn
alekstarn

Categories:

Из переписки

(с сокращениями, публикуется с разрешения автора)

Добрый день, Алекс!

Сама я не еврейка, но всегда испытывала к вам огромный интерес. Сначала это было восхищение: талантами, умом, сплочённостью, избранностью. Потом я пыталась раскопать причины вашей уникальности – то, чего не понимаешь, всегда притягивает. В какой-то мере мне помогла нетуристическая поездка в Израиль к знакомым, с заездами в гости к людям разного поколения и разной судьбы. Я поняла, что огромную роль в этой исключительности играет воспитание. То, как взрослые начинают объяснять малышам (когда те приходят из школы домой и спрашивают, в чём дело), почему они не такие как все и что надо делать дальше, чтобы выжить. И зачем надо стать лучшим (вот это главное, это стало для меня открытием, потому что русских так не воспитывают, в большинстве совеем уж точно). И когда я поняла «секрет» я успокоилась. Успокоилась и стала дальше жить, не испытывая к евреям какого-то особого интереса. До тех пор, пока не прочла Вашу книгу «Бог не играет в кости».

Закончила читать я её буквально вчера... Вы открыли новый ракурс на занимавший меня ранее еврейский феномен и возбудили во мне новый интерес. Каюсь, я не знаю истории (и тем более, еврейской) настолько, чтобы не воспринимать Ваш роман, как нечто, само собой разумеющееся. Конечно, я наслышана, что происходило во время 2-й Мировой. Но я совершенно не знала истоков, и никак не связывала это с тем, что творится сейчас. Вы приоткрыли мне эту завесу, и теперь я по-новому взглянула на ваш народ и его путь вообще.
Стыдно сказать, но мне впервые стало вас жалко. Я где-то читала, что жалость – нехорошее чувство. Но в моём случае это никак не связано с тем, что, мол, вот они, избранные, раньше были для меня примером и предметом восхищения, стояли на какой-то недосягаемой ступени…, а теперь я вас жалею, тем самым мы, мол сравнялись… Нет, совсем не так.

Раньше вы (евреи) были для меня людьми какого-то особого сорта. 1-го, само собой. А я была где-то 3-го… И – да, я вам завидовала. Именно потому, что дело было в преимуществе, которое я не могла нагнать (я просто была не еврейкой, хотя очень хотела ею быть). А после Вашей книги я поняла, что в этом больше беды, чем радости. И чему тогда я завидовала?.. Завидовать стало нечему. Эта избранность, как какое-то клеймо, имеет обратную сторону. Не вы и не я её придумали, но она имеет место быть до сих пор.

Если честно, я никогда этого не знала и никогда не понимала, почему вас все так выделяют. В детстве я ходила в музыкальную школу, и у меня был прекрасный педагог, Ирина Марковна Кулик. Она единственная из всех на тот момент имела консерваторское образование и была лучшей в своём классе. Мне было с ней интересно и легко. Я и не думала ни о чём, но все вокруг говорили, что она – еврейка. И для всех это что-то значило. Для всех, но не для меня. Я начала присматриваться к евреям поподробнее… Потом у меня появились друзья, и даже хорошая подруга-еврейка. Я начала наблюдать за её семьёй, родителями. Вы не подумайте – это был искренний интерес: ну что же в них такого особенного? почему их выделяют в особую группу? и т.д.

В какой-то момент я стала замечать (а может, сыграло роль самовнушение и общественное мнение), что да, евреи – особенные люди. Но особенные в хорошем смысле: они умные, они не бросают своих (что свойственно русским), они бережно относятся к детям (не то, что наши) и т.д. В общем, я взрастила в себе вашу уникальность и потом начала её лелеять, а потом искать истоки… Ну а дальше – я уже рассказала, что было…
Простите, Алекс, если Вам было не очень приятно читать всё это, и простите, что я так о Вас в третьем лице и всех в кучу собрала… Конечно, любая масса состоит из индивидуальностей. Но я хотела, чтобы Вы поняли, что … я поняла для себя что-то новое, что, возможно, поведёт меня дальше, к другим открытиям…

И.Б.

Дорогая И.,

Спасибо Вам огромное за письмо – оно очень интересно и поучительно для меня. Я рад, что Вы уловили этот важный момент: еврейская "избранность" – не подарок, а бремя. О том, в чем именно она заключается, вам расскажут самые разные вещи – от совсем заумным до вовсе дурацких. Я для себя составил следующее объяснение. Еврейский взгляд на мир отличается от прочих одной базисной основой: он предполагает Единство мира, его взаимосвязанность, единый источник происхождения всех его вещей и явлений. Конечно, это стало результатом принципа единобожия в религии иудаизма, а затем уже вошло в плоть и кровь мышления, мировосприятия.

Почему это так важно? Потому что при таком подходе человек инстинктивно ищет связи (ведь в едином мире все взаимосвязано). Связи с людьми, связи между явлениями, между вещами. Как видно, это приносит успех и в торговле, и в науке, и в шахматах – да где угодно.
Но оборотной стороной этого подхода является отрицание иерархий. Если мир един, то существует только пара «Мир (или Бог) и конкретный человек», а в промежутке – никого. Ни царей-королей, ни министров, ни начальников, ни стражников. Еврей может скрывать это знание, может сам не осознавать его, может изо всех сил лебезить перед начальством, но оно все равно ощутимо на уровне рефлекса, видно в глазах. И люди сразу чувствуют это, тоже не вполне осознавая причины и объясняя свою неприязнь к евреям иными, более очевидными мотивами. Или, напротив, осознают и сразу принимают за высокомерие, за снобистское чувство избранности. Это и является главной, корневой причиной антисемитизма.

Таким образом, еврейство – не генная, не кровная, а культурная особенность. Это самая не националистическая нация из всех существующих: евреем можно стать, родившись кем угодно – хоть индусом, хоть эскимосом. Для этого достаточно пройти гиюр – сложную, но чисто культурную процедуру.
Почему евреи одиноки в этом своем взгляде на мир? Потому что человеку естественней и понятней иной, языческий, иерархический подход. Он проще, он позволяет кланяться (а потребность кланяться велика в человеке), он позволяет требовать, чтобы кланялись тебе (а это оборотная сторона той же потребности). Поэтому враждебность к евреям – естественное проявление человека – любого человека, который чувствует угрозу основе своего культурного бытия.

Но это все в общем; частности же бывают самые разные. Если Вы читали Библию, то знаете, как часто сами евреи наказывались за отход от принципа Единства, от увлечения языческими божками (почему? – потому что они тоже самые обычные люди и бессознательное стремление к иерархии свойственно им не меньше других). В Израиле эти детали можно заметить довольно быстро. Есть хасиды, которые боготворят своего цадика, целуют ему ручку и носят амулеты. Есть совершенно разные культурные коды у евреев-выходцев из разных стран. "Марроканцы" не похожи на "русских", "курды" иные, чем "йемениты", а "эфиопы" сильно отличаются от "англосаксов". Это крайне интересный, бурлящий противоречиями котел. Какие-то моменты там могут даже показаться отталкивающими, так что не следует излишне идеализировать: евреи самый обычный народ – ну разве что очень многоликий в силу исторических причин.

Необычен, как я уже рассказал Вам, их преобладающий взгляд на мир. Если он действительно верен, то миссия этого народа заключается в том, чтобы убедить в правильности своего подхода все остальное человечество. Если же этот подход неверен – что ж, тогда он исчезнет с лица земли, уступив место иному, верному. Но что-то подсказывает мне, что осуществится именно первый вариант – во всяком случае, я в это верю.

Еще раз спасибо Вам за Ваше интереснейшее письмо,

Алекс Тарн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments