alekstarn (alekstarn) wrote,
alekstarn
alekstarn

Category:

Шесть дней в Барселоне - Рамбла

Рамбла - Старый квартал - Гауди - Сюрреалисты - Ар-Нуво - Монсерра - Фонтан - Прочие аттракционы.



Необходимое предисловие.

В Барселоне я уже бывал семь лет назад, в командировке на некоем профессиональном конгрессе, который интересовал меня разве что своими бесплатными ланчами. Помню вечер его закрытия: риоха лилась рекой, стучали каблуками танцовщицы фламенко, а в специальном павильоне на огромный экран проецировали репортаж из Глазго, где как раз в это время проходил финальный матч Лиги Чемпионов между леверкузенским "Байером" и мадридским "Реалом". Немецкие камрады отчаянно болели за своих, а за "Реал", по-моему, я один. Когда Зидан с подачи Роберто Карлоса великолепным ударом с лета забил победный гол, литры выпитой риохи подбросили меня с места. Я ликовал в одиночку под угрюмыми взглядами немцев. В Барселоне болеть за Мадрид считается преступлением. Кастильский "Реал", как, впрочем, и вышеупомянутые андалузское фламенко c риохской риохой, плохо действуют на каталонский комплекс неполноценности.

Именно этим - бьющим в глаза комплексом неполноценности - запомнилась мне тогда Барселона. Город казался несчастным пожилым честолюбцем, который изо всех сил пыжится, стараясь добиться мировой славы, а та, капризная, все медлит да нейдет. Барселона никогда не была большой столицей, как Мадрид, Толедо, Кордова, Гранада, Сарагоса; не рожала она и великих королей, полководцев, философов, путешественников и инквизиторов. Богатейшая литературная традиция Испании обошла ее стороной: Кальдерон, Сервантес, Лопе де Вега, Тирсо де Молина достались Кастилии, Лорка, Мачадо и Хименес - Андалусии. То же самое, увы, следует сказать и о живописи: великие художники норовили родиться кто южнее (Веласкес, Мурильо, Пикассо), кто восточнее (Гойя), но никак не здесь, на сжираемом черной завистью клочке пиренейской земли. Каталония не отличилась ничем: ни вином, ни танцем, ни пером, ни кистью, ни саблей, ни кухней... ничем.

Несчастным каталонцам удалось наскрести лишь троих аборигенов, поспешно зачисленных ими в гении: Гауди, Дали и Миро. Гении? - Гм... Впрочем, об этом попозже. Но даже если признать их таковыми, этого все равно маловато для вселенских масштабов каталонского честолюбия. Как же тогда привлечь к себе внимание? Может, пригласить Всемирную выставку? Или Олимпиаду? Скупить лучших футболистов планеты? Объявить себя европейской столицей Латинской Америки? Что бы еще такое изобразить?.. Что?..

Неудачные попытки дать весомый и по возможности быстрый ответ на этот вопрос видны в Барселоне повсюду. Это поистине город аттракционов, город-аттракцион, аляповатый и китчевый до нелепости. Такой запомнилась мне Барселона семилетней давности, о чем я честно поведал дома по возвращении.

Увы, никто не поверил объективному путешественнику. Дома ко мне вообще доверия нету никакого. Да и как можно доверять человеку, который обещает вынести мусор и сходить в магазин, но не выносит ни мусора, ни магазина? Жена сразу заявила, что я все это придумал нарочно, дабы оправдать возмутительный факт поездки в командировку без нее. Свою обиду она бережно положила на ту, не видную мужьям, но близкую - только руку протяни - полку, куда жены обычно складывают подобные обиды, чтобы быстро извлекать их на свет по мере надобности, - на века. Был ли у меня другой выход, кроме как отправиться в Барселону вторично, на этот раз - вдвоем?

Впрочем, было и еще одно соображение: хотелось проверить свои тогдашние впечатления. А ну как теперь все покажется иным? И мы поехали, дождавшись сказочно низких цен на билеты. И вот он, результат: шесть дней в Барселоне, увиденных через объектив Томкиного фотоаппарата.

Рамбла.

Рамбла - главная (согласно путеводителям) улица Барселоны начинается от главной (согласно путеводителям) площади города - площади Каталонии, огромной и бестолковой. Сколько мы ни вертели головами, но самой красивой достопримечательностью там оказалась вот эта девчушка, самозабвенно гоняющая ленивых голубей.



А вот общий вид площади - с того самого угла, где начинается бульвар Рамбла. С других углов вид будет примерно такой же: дерева, никак - ни стилем, ни идеей - не связанные между собой унылые строения типа "Универмаг Столичный" и эклектичная, разнобойная, неизвестно какого рожна воткнутая именно сюда скульптура. Впрочем, как раз эта нелепая лестница достойно представляет главную, на мой взгляд, суть города: ужасно хочется вверх, а получается как-то навыворот и наискосок...



Вместо слова "Рамбла" моя жена все порывалась сказать "Рамла", в чем просматривалась явная символика, в итоге признанная и самой Томкой. Для неизраильтян: Рамла - это такой провинциальный городок со смешанным арабско-русскорепатриантским населением и большим-большим восточным базаром, где, как и положено восточному базару, продается все. Барселонская Рамла... тьфу, Рамбла начинается с птичьего рынка.



Но Барселона не была бы Барселоной, если бы могла выдержать начатое до конца. Помните: город аттракционов? Вот и здесь рынок быстро уступает место аттракциону.



Живые скульптуры самого китчевого пошиба, словно сошедшие со странички комикса.



Кто стоит, кто отдыхает, а кто готовится: ангелочек, дракоша, Дракулочка...



Дома вдоль бульвара... как бы это сказать... всякие. Внимания, на мой вкус, заслуживают только несколько зданий ар-нуво, но об этом потом, отдельно. А вообще-то - скучно. Остается участвовать в аттракционе.



Внезапно возвращается рынок, чтобы тут же снова исчезнуть.



Красивое здание с непременными барселонскими балконами, зачем-то изуродованное китчевым дракошей.



В середине бульвара - весьма неплохая (все тот же ар-нуво) площадь, с мозаичным панно Хоана Миро, прекрасного декоратора, который чаще всего оказывается к месту.



Оперный театр. На фронтоне Моцарт и Россини соседствуют с проклятыми кастильцами Кальдероном и Моратином. Боже, пошли Каталонии если не композитора, то хотя бы драматурга, ну что Тебе стоит? Ах, Ты завистливым не помогаешь... понятно...



Этот пожилой аттракционер аттрактировал Томкино внимание лихим сочетанием ортопедических чулков с татуировками. Слабонервным следующее фото советую пропустить.



Как выяснилось, трусы тоже представляли собой татуировку. Город аттракционов, что вы хотите.



И опять ар-нуво. Прекрасно смотрящееся в поздних кварталах, в древней части города оно вызывает неизбежный вопрос: куда делось то, что стояло здесь до второй половины XIX века? Зачем домики сбрили?



Какой она была бы, Барселона, если бы у нее хватило терпения хоть раз выдержать стиль? Возможно, такой:



Завершается Рамбла у моря - излишествами, чрезмерными даже для ар-нуво.



Там же стоит могучий монумент с 80-метровой колонной и Христофором Колумбом на ёй: вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Хотя и кажется едва ли не вдвое ниже из-за безалаберного расположения: как известно, короля делает свита.



Монумент буквально зарос всевозможной скульптурой. Глаза прямо разбегаются, причем вернуть их на сам монумент не представляется возможным. Колумб, кстати, связан с Барселоной весьма относительно: всего лишь местом аудиенции у католических королей (проклятая Кастилия и предательский Арагон). Отплывал же он в свои путешествия из проклятой Андалусии. Так что, Каталония, вроде как и не при чем. Возможно, этим и объясняется его жест: великий путешественник вытягивает указующий перст на восток, словно говоря: "Избавьте меня от этой Барселоны! Я родился вон там, в Генуе!"



Колумба (чтоб не сбежал) охраняют "двуспальные британские" лёвы, нагло похищенные с Трафальгарской площади.



Ну, а это - трогательная в своем отрыве от реальности сцена: пернатый коленопреклоненный индеец смиренно благодарит просвещенных христианских завоевателей.



Опять же, Барселона не была бы Барселоной, если бы в колонне не обнаружился аттракцион: лифт на самую вершину, к колумбовым ботфортам. Это бульвар Рамбла сверху.



А это вид слева - на марину и излишества.



Вид справа: на излишества и пассажирский порт. В левой части снимка - башня канатной дороги (если присмотреться, то видна и кабинка). Это еще один аттракцион, в котором мы, конечно же, не преминули поучаствовать. Пришел на гулянку - гуляй, а не стой.



Но об этом позже. А Рамбла кончилась, не оставив по себе никаких воспоминаний... кроме, разве что, курьезного эксгибициониста.

Subscribe

  • Вздохи скрипки

    Шауль Черниховский Вздохи скрипки На реках Бавеля, привольно текущих, Мы плакали, голы и сиры, На скорбные ветви, под скорбные кущи, Повесив…

  • Плачут сгорбленные ивы...

    К первому жгучему хамсину весны - грустный Черниховский - напоминанием о близкой осени. ШАУЛЬ ЧЕРНИХОВСКИЙ Плачут сгорбленные ивы над рекою. Ждут…

  • Поэт Катастрофы

    Ицхак Кацнельсон родился в июле 1886 года в белорусском местечке недалеко от Гродно, но рос, учился и работал в Лодзи – одном из важнейших культурных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Вздохи скрипки

    Шауль Черниховский Вздохи скрипки На реках Бавеля, привольно текущих, Мы плакали, голы и сиры, На скорбные ветви, под скорбные кущи, Повесив…

  • Плачут сгорбленные ивы...

    К первому жгучему хамсину весны - грустный Черниховский - напоминанием о близкой осени. ШАУЛЬ ЧЕРНИХОВСКИЙ Плачут сгорбленные ивы над рекою. Ждут…

  • Поэт Катастрофы

    Ицхак Кацнельсон родился в июле 1886 года в белорусском местечке недалеко от Гродно, но рос, учился и работал в Лодзи – одном из важнейших культурных…