В самом деле, и по преобладающему составу, и по политической родословной, и по невнятно озвученным, но, в общем, очевидным планам и платформам, Ликуд, Кадима и НДИ представляют собой одну и ту же партию – партию коррумпированных функционеров и оппортунистов без роду и племени.
Они могут сколько угодно размахивать пожелтевшими фотографиями своих папаш-ревизионистов и беременных мамаш, героически спрыгивающих из окна английского оккупационного госпиталя по дороге к сионистской свободе. Знали бы эти мамаши, в какое будущее они спрыгивают – возможно, не стали бы и прыгать. А то и подумали бы лишний разок перед тем, как беременеть.
Кажущиеся разногласия между тремя головами продиктованы разве что неограниченными личными амбициями и ограниченным выбором министерских портфелей. Их программы по главному вопросу израильского бытия – конфликту с арабами – практически идентичны: передача Голан под сирийский суверенитет (с вариациями сроков, длительности аренды, контроля за водой и проч.), отступление к границам 67-го года в Иудее и Самарии (с вариациями сохранения поселенческих блоков и обмена территориями), раздел Иерусалима (с вариациями контроля над Старым Городом).
Нет, вы не найдете этого дословно в их брошюрках и интервью. Но именно что "дословно": на деле все вышеупомянутое заключено во многократно повторяющейся гуттаперчевой фразе "болезненные уступки". Не будем лукавить: значение этих слов понятно нынче и тем, кто во вторник пришли на избирательные участки, и тем, кто предпочли остаться дома.
Змей Горыныч заглотил аж 70 мандатов и сделает теперь все, что будет угодно его хвосту – это первый итог прошедших выборов. Победа правых? Очнитесь, господа. Речь идет о победе центра, победе болота – аморфного, трехглавого, коррумпированного, оппортунистического. Да, это, пожалуй, не самый худший (а может быть, и лучший) вариант из сложившегося на нынешний момент расклада, но не более того.
Второй итог: увядание, вплоть до почти полного исчезновения, постигшее идеологические партии – как левые, так и правые.
Три мандата ублюдочной партии Мерец, когда-то претендовавшей на общенациональную – да что там обще... – наднациональную универсальность, прекрасно отражают ее нынешний маргинальный характер. Это скопище камнемечущих анархистов-подзаборщиков, пламенных охладителей земного потепления, истеричных антиглобалистов и гуманистов-маразматиков старой формации типа окостеневшей Шуламит Алони и лоботомированого Йоси Сарида мало-помалу завершает свой закономерный и заслуженный маршрут в направлении параши.
Интереснее всего, что она тащит за собой на буксире и левое крыло партии Авода – всевозможных Перецов с Пенисом и прильнувших к ним Яхимовичей. Правокрылые же аводошники завистливо поглядывают в сторону своих бывших товарищей Далии Ицик и Хаима Рамона, являющих ныне неотъемлемую часть (видимо, зубы и язык?) мощного тела раздувшегося ликудного Змея Горыныча: они-то ничем не хуже, такие же оппортунисты, генералы политических карьер. Ах, вовремя не перескочили! Куда ж теперь лететь с одним крылом-то? "Ведь это так не просто..." – пела в свое время незабвенная дива. Далеко не улетишь, нет не улетишь... Может, тоже в парашу?
Но недалеки от параши и три мандата некогда славной партии религиозных сионистов. Унылое зрелище, что и говорить. Унылое втройне, если принять во внимание, что именно эта часть израильского общества могла бы представить качественную культурную альтернативу и аморфной этике ликудного болота, и парашной этике постмодернистских маргиналов.
Думаю, очень многие с несказанным удовольствием проголосовали бы за партию, предлагающую конкретные, реальные пути формирования современного общества на базе именно еврейской традиции, но без нелепых, временами чудовищных, средневековых атавизмов. Я имею в виду приемлемо простую процедуру гиюра, решительную реформу раввинатских учреждений, ликвидацию всех этих немыслимых для нормального сознания мамзерных и агунотных тупиков, практику иудаизма с человеческим лицом для человеческих лиц, иудаизм практикующих.
Именно религиозные сионисты, уже сделавшие немало решительных шагов на пути интеграции в современное общество, могли бы стать такой альтернативой. Могли бы, но не стали. Увы, нет в нынешнем иудаизме личности достаточного масштаба для того, чтобы возглавить и повести за собой эту необходимейшую для израильского общества революцию. Вместо этого светлые еврейские умы заняты насущными вопросами измерения длины лулава и кошерности рыбьей чешуи. Их хлеб теперь – из рыбьей чешуи. Его и жуют.
Что ж, приятного аппетита. По сеньке и шапка – три мандата. Путь в парашу открыт. Желающий получить все не получит в итоге ничего. Относится это, увы, к обеим сторонам культурного диалога "датиим-хилоним", который в жестоковыйном израильском обществе больше напоминает конфликт, чем поиск разумного компромисса. Неужели и этому диалогу суждено утонуть в болоте?