Реймс был нашей последней остановкой в этом сумасшедшем по насыщенности марш-броске по прекрасной (воистину так!) Франции. Мы выбрали его, конечно же, из-за знаменитейшего кафедрала, где по традиции короновались почти все французские короли (а мы чем хуже?).
Приехали мы в город поздним вечером, усталые, но, как известно, великие кафедралы нужно смотреть не только при свете дня.
Это обелиск на главной променадной улице Реймса, которая почему-то считается площадью:
Фонтан на той же площади. Как и практически во всех городах, в Реймсе освещают улицы, а не фасады (в противоположность замечательному своей ночной подсветкой Лиону).
Одно из редких исключений (в плане подсветки) - Большой театр (вот вам и провинция!). Не волнуйтесь, кафедрал уже близок.
Вот и он - западный фасад. Естественно, в процессе ремонта: любой уважающий себя кафедрал либо еще строится, либо уже ремонтируется, либо и то, и другое вместе. Реймский кафедрал относится к последней категории.
Так и остались непостроенными четыре башни над порталами трансептов и семь шпилей.
Можно только себе представить, как смотрелось бы все сооружение, если бы над этими башнями возвышались еще и высоченные шпили, как в Шартре и в Кельне! Впрочем, возможно, когда-нибудь, века через два-три... готические кафедралы никуда не торопятся.
Главное впечатление - огромное количество превосходной скульптуры.
Кажется, нет кусочка стены, который был бы "в простоте" - повсюду статуи, головы, лица, крылья, морды химер.
Контрфорсы увенчаны остроконечными резными пинаклями - такое впечатление, что собор окружен копьями:
А отсюда, в контрасте со строгими линиями архиепископского дворца, кафедрал выглядит даже не зданием, а каким-то чешуйчато-жестко-перепончато-коленным насекомым:
И еще раз - ночные контрфорсы с "летящими" резными аркбутанами (помните Шартр, с которого все начиналось - и готика, и это путешествие?):
Ну и, под конец ночной прогулки - Жанна, с мечом и на коне. Это она приволокла сюда трусливого дофина для коронации, подарившей ему легитимность, а Франции - короля и шанс устоять в Столетней войне:
А потом мы пошли спать, а когда вернулись, то бедная Жанночка все так же стояла на том же месте. Вернее, сидела. Но выглядела очень усталой. Что уж говорить о бедной лошади... Хотя последнюю, видимо, все-таки не сожгли, а просто съели.
При свете дня можно было рассмотреть великолепную скульптуру кафедрала. Вот один из знаменитых хихикающих ангелов (этот - с центрального портала, но есть еще и на северном):
Вот он, северный фасад. Повторяю, над порталом трансепта (слева, там где круглая розетка) запланированы высокие башни со шпилями, так что мысленно дорисуйте:
И, отдельно - копья контрфорсов.
И пинакли. Посмотрите, какая резьба, сколько вложено в каждую мельчайшую деталь:
даже там, где, кажется, и не втиснуть ничего:
Что уж говорить о тимпанах, где сам архитектурный бог повелел многофигурность. Это Страшный суд - популярная тимпанная тема. В этом конкретном есть очень шкодный момент - в том поясе, где показаны восстающие из гроба. Попробуйте увеличить - стоит того. Они все такие полнотелые, грудастые и толстопопые, что поневоле думаешь, что это вовсе не гроб, а ванна. В итоге прямо по центру над входящим в портал нависает голая задница - в самом буквальном смысле:
Скульптурное оформление апсиды тоже исключительно богато. Не знаю, позволит ли разрешение снимка увидеть это при увеличении, но, если нет, то поверьте так: все химеры разные, причем не мелкими деталями, а существенно - и те, что по совместительству работают водостоками, и те, что сидят на балюстраде, как кошки на заборе. Есть очень забавные.
Побродив вокруг да около, мы пошли внутрь, послушать воскресную мессу...
...которая, к нашему разочарованию, была крайне малолюдной - человек 100-150, которые все целиком уместились в хоре, оставив центральный неф пустым. Но орган мы все равно послушали. Северный неф:
Центральный неф. Все витражные стекла - новые. Собор очень сильно пострадал во время 1-ой Мировой.
Но скульптура, скульптура! Вот, к примеру, интерьер западной стены:
А это витражи Шагала в восточной капелле. Мне не понравилось. Туфта какая-то. Но концентрация японских туристок напротив них наблюдалась максимальная.
Вот еще, если кто любит. Всего 3 окна. На 3 больше, чем надо бы.
А потом мы направились ко второй достопримечательности Реймса: аббатству Сен-Реми. По дороге миновали старый колледж иезуитов:
И только подойдя к Сен-Реми, поняли, насколько ошиблись с выбором очередности посещения соборов. Во-первых, предыдущим вечером в Сен-Реми был концерт - Вивальди, "Времена года", и мы вполне могли бы туда успеть, если бы знали. Во-вторых, именно в то воскресенье и именно в Сен-Реми отмечалось не то 300, не то 400-летие того самого иезуитского вертепа, мимо которого мы только что так мирно прошлепали. И вот на эту торжественную мессу мы тоже могли бы попасть - со всеми хорами мальчиков-иезуитчиков, органными фугами и прочими аттракционами. А мы, блин, прошлепали и пришли к концу шапочного разбора, когда весь расфуфыренный городской и иезуитский бомонд уже разъезжался. Не повезло. А может, и ну их, эти иезуитские радости?
Внутри базилика огромна. Масса пространства и света...
...а снаружи - не абы как.
Вот ее западный фасад:
А это сам святой Реми, давший имя аббатству - крестит легендарного короля франков Кловиса (5-й век), от которого и пошла первая французская королевская династия Меровингов.
После расставания с иезуитами ноги сами принесли нас к реймской синагоге:
...напротив которой реймский муниципалитет установил монументальную плиту с интересной надписью:
Для тех, кто не разглядел: там написано, что "документированное присутствие еврейской общины в Реймсе датировано начиная с 10-го века, но ее численность варьировалось в зависимости от превратностей истории". Дословно - "vicissitudes of history". Это меня просто поразило. Такого элегантного эвфемизма слову "погром" я не слышал еще ни разу.
Одна из таких "vicissitudes of history" наглядно представлена здесь же: мемориальная доска с фамилиями еврейских семей, в полном составе депортированных отсюда в польские лагеря смерти.
Гм. Наверное, стоило бы закончить на другой ноте, но Европа, она такая - никогда не дает забыть эту определенную тему. Да и надо ли забывать?