Не только наша война
V. Заключение
Иерусалим, Сион, Земля Израиля. Наше право на эту землю неоспоримо, но его оспаривают повсеместно, ежеминутно. У ближневосточной драмы - два разных названия, и ни одно из них не содержит слова «мир», зато слово «война» есть в обоих. С точки зрения Израиля, это «война на выживание». С точки зрения его врагов, «война на уничтожение».
Возможен ли выход из этой безвыходной ситуации? Чего ждать от последней сцены последнего акта – гамлетовскую гору трупов или всеобщую эйфорию «Сна в летнюю ночь»? Наше положение кажется трудным, иногда безнадежным; врагов намного больше, они сильны и упорны. Они могут проигрывать многократно; мы же не можем себе позволить даже одного поражения. Они втягивают нас в очередную войну своими руками, но воюют чужими. И, тем не менее, трудности с поиском выхода не означают его реального отсутствия.
Если в истории нет ни логики, ни смысла и всё в мире движется слепым случаем, то, учитывая обстоятельства двухтысячелетнего рассеяния, возвращение евреев в Землю Израиля следует признать абсолютно невероятным: за такое время бесследно исчезали целые горные хребты, что уж говорить о малых народах. Но мы не исчезли, не рассеялись, не улетучились с дымом костров инквизиции, не сгинули в кровавой грязи погромов, не вылетели пеплом в трубы крематориев. Мы вернулись. А значит, есть и логика, и смысл. Значит, возвращение закономерно и потому не может закончиться, едва начавшись. Нужно просто запастись терпением – уж чего-чего, а умения терпеть у нас хватит с избытком.
Меньше всего мы хотим быть форпостом. Мы любим жизнь, и детей, и радость, и смех. Мы любим сидеть за субботним столом, ведь мы собрали на него все лучшее со всех мировых кухонь. Мы предпочли бы пребывать в своем доме, вблизи этого стола, в безопасном отдалении от рычащего бульдозера истории, прорубающего цивилизационную просеку в черном заболоченном лесу человеческой злобы, косности, невежества, лжи. Отчего же мы постоянно обнаруживаем себя в его кабине, на ноже, под ножом?
Вот и сейчас наш сугубо местный провинциальный конфликт все больше и больше проясняется как главная, решающая схватка современности, а наши враги - исламский и социалистический джихады – как главные, опаснейшие враги всего человечества. И, коли уж так получилось, то отчего бы человечеству или, по крайней мере, его нормальной, вменяемой части, не помочь нам – хотя бы простой поддержкой, сочувствием, пониманием?
Ведь это не только наша война.
часть I: Введение
часть II: Арабы. Война на уничтожение
часть III: Евреи. Война на выживание
часть IV: Союз двух джихадов