alekstarn (alekstarn) wrote,
alekstarn
alekstarn

Categories:

Большое французское путешествие - 16

Шартр - замки Луары - Ле Ман - Коннель - Дьепп - Этрета - Руан - Онфлер - Живерни - Монт-Сен-Мишель - Сен-Мало - окрестности Сен-Мало - Анжер - Черный Перигор - Сарла - Конк - долина Тарна - Ле Пюи - ночной Лион - Лион - Перуж - Бон - Дижон - Реймс - Типа трики.



Префектуру (столицу) одного из овернских департаментов Ле Пюи - можно назвать интереснейшим - с точки зрения истории религии - городом Франции. Как я уже говорил, отсюда начиналось в средние века (и начинается сейчас) главное католическое паломничество Европы - в Сант-Яго-де-Компостела. Справедливости ради следует отметить, что есть еще три конкурирующих маршрута, но они вторичны, возникли позднее и не столь авторитетны.
Во-вторых, в Ле Пюи происходят третьи по значимости (после Иерусалима и Рима) Юбилеи - фестивали конца света. Дело в том, что по предсказанию некоего монаха, конец света произойдет в один из дней, когда Благовещение совпадет со Страстной Пятницей. Первое празднуется 25 марта (отсчитывая ровно 9 месяцев от Рождества); второе плавает в зависимости от сложного лунного календаря. Последний раз это совпадение случилось в 2005 году, следующее будет в 2025, а за ним - аж только в 2157. В прошлом столетии Юбилеев было три, причем на последнем, в 1932 году в Ле Пюи собрались свыше 300 тысяч пилигримов. Собрались вот здесь, в окрестности этого фонтана:



откуда начинается подъем к западному фасаду кафедрала Нотр-Дам-де-Пюи - весьма и весьма впечатляющего собора, который стоял здесь уже в 5-м веке, а нынешний свой вид приобрел в 12-м:



Подъем довольно крут, что намекает пилигримам о трудностях предстоящего 1600-километрового пути в Компостелу. Построили кафедрал именно здесь не просто так. Якобы к одной местной неизлечимо больной тетушке явилась дева Мария и повелела залезть на близлежащую гору и посидеть на установленном там долмене. Знаете, есть такие древние каменные столы разных размеров - от стоунхеджских гигантов (на десятки персон?) до маленьких (сервировочных?), которые можно видеть хотя бы у нас в Гамле. Считается, что это алтари языческих культов, но дева Мария, видимо, об этом не знала.
Так или иначе, тетушка вскарабкалась наверх, посидела, ну и, сами понимаете. Прослышав о чудесном исцелении, полез на гору и местный епископ. К его удивлению, епископ обнаружил, что гора покрыта наверху девственным снегом (а дело было в июле). И не просто покрыта, но и ходит по этому снегу прекрасный олень, и не просто ходит, а чертит при этом план будущего собора! Который и был завершен к 430-му году. И к которому мы, черт побери, все поднимаемся и поднимаемся:



Кстати, долменчик-то долгое время стоял внутри (прописью: христианского) храма. Потом его, правда, расколотили, но осколки до сих пор заложены в полу и в крипте. Язычество, однако, в явной своей форме. Впрочем на этом оно здесь не кончается.
Внутри кафедрал даже не романский, а византийский, с явными мавританскими мотивами:



Но очень воздушный и соразмерный:



А вот вам еще один языческий долменчик - чудодейственная Черная Овернская Мадонна. Младенец смешно вытарчивает из дорогого матерчатого оклада, как кенгуренок из сумки:



Вообще говоря, черных (и умеренно темных) мадонн в Европе пруд пруди - около 500. Все они пользуются необъяснимой, безудержной любовью паствы (сопровождаемой очевидным смущением пастырей, справедливо усматривающих в этом явлении что-то... гм... долменское). Из знаменитых - "матка бозка ченстоховска" в Чехии, польская, барселонская, швейцарская... много. Ну, а эта, Овернская - одна из самых-самых. Была.
Привез ее во Францию из египетского плена король Луи IX (он же - Людовик Святой) - как подарок султана. Черная деревянная статуя богини с младенцем - скорее всего, Изиды и сына ейного Хора. Но Людовик-то наметанным глазом сразу определил, что никакая это не Изида, а вовсе даже дева Мария. Ну а когда она стала в Ле Пюи исцелять направо и налево, тут уже и все убедились.
Исцеляла она, не покладая рук, полтысячелетия, пока не случилась Всекровавая Французская Революция. Пародируя крестный ход, гуманисты проволокли статую по городу к своему алтарю - гильотине. Там Черной Мадонне реально отрубили голову и сожгли. И стала у ихнего Равенства полная Свобода Братства.
Та статуя, что на фотографии, представляет собой точную копию казненной, сделанную из черного мрамора.

А это мы на обратной дороге вниз из этого кафедрала, страннейшего гибрида чистейшего папства, паганских культов, восточного язычества, византийских базилик и мавританских сводов, где стоит памятник египетской Изиде, гильотинированной якобинцами и воссозданной скульптором-атеистом:



Сам черт ногу сломит. Зато снаружи что деется! Если у кого-то возникал вопрос - куда делись 213 русских пушек, захваченных французами в Севастополе по итогам Крымской войны, то ответ вот он:



В эту вот самую, гигантскую статую Мадонны с младенцем и делись, все 213. Памятник русскому оружию, буквально. Как сказано, "и переплавят мечи на истукана". В основание статуи можно влезть, но мы не полезли.

А это действительно замечательное место: прямо посреди города стоит высоченная скала, а на ней - церковь св. Михаила, Сен-Мишель:



Помните, мы уже видели один Сен-Мишель в Бретани и тоже на скале? Эту, овернскую, построил епископ Годескальк по возвращении из самого-самого-самого первого паломничества по маршруту Ле Пюи - Компостела. С него-то все и пошло, с этого епископа. И это мое самое-самое-самое последнее упоминание о пресловутом паломничестве, потому как оно наверняка всем давно уже надоело.
А вот еще какой-то огромный истукан над красными крышами Ле Пюи:



А это просто дома на просто улице:



Понравился ли мне Ле Пюи? Не знаю. Сложное чувство. Из Сарлы, Онфлера, Дьеппа и Сен-Мало уезжать не хочется. Из Ле Пюи лично я уехал без сожаления, даже с охотой. Давит как-то эта благочестиво-языческая истерия. То ли дело Лион. Приехали мы туда поздно, тут же сели на метро и через четыре станции с пересадкой вышли в совершеннейшую сказку:



Лионская ночная подсветка знаменита на весь мир, и как мы убедились, неспроста:



Это Сона:



И это Сона:



И это Сона:



Видите - вместо гранита набережной - освещенные прямоугольники, словно витрины? Это подземные стоянки. Блестящее транспортное решение.



А это фонтан на площади Республики:



Площадь Якобинцев (не тем козлам, которые гуманисты, а в память монастыря св. Якова, который здесь был когда-то):



А это уже Рона - пошире и посолидней:



Какая уважающая себя городская река обойдется без ресторана-поплавка:



Короче говоря, очень красив Лион вечером. Ходили, разинув рот.


Subscribe

  • Вздохи скрипки

    Шауль Черниховский Вздохи скрипки На реках Бавеля, привольно текущих, Мы плакали, голы и сиры, На скорбные ветви, под скорбные кущи, Повесив…

  • Плачут сгорбленные ивы...

    К первому жгучему хамсину весны - грустный Черниховский - напоминанием о близкой осени. ШАУЛЬ ЧЕРНИХОВСКИЙ Плачут сгорбленные ивы над рекою. Ждут…

  • Поэт Катастрофы

    Ицхак Кацнельсон родился в июле 1886 года в белорусском местечке недалеко от Гродно, но рос, учился и работал в Лодзи – одном из важнейших культурных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments