alekstarn (alekstarn) wrote,
alekstarn
alekstarn

Category:

Утомленные солнцем - 2

Помню, как в конце 70-х вместе со многими удивлялся категорическому несоответствию личности Н.С.Михалкова его же собственным творениям. Вот "Неоконченная пьеса для механического пианино" и "Пять вечеров". Гениальные картины. А вот их автор в телевизионном интервью - как рот ни откроет, все хрень какая-то из него лезет. И не в том даже дело, что суть высказывания неприемлема, или противоречива, или ошибочна. Одно это вышеупомянутого несоответствия еще не предполагает - большой художник имеет право нести масштабную хрень. А в том дело, что речи, Никитой Сергеевичем произносимые, были типичными речами банального дурака - бессвязными, скучными, временами просто нелепыми.

Помню и тогда же предложенные объяснения этого парадокса: мол, сам-то по себе Никита ничего не стоит. Это, мол, с командой ему повезло, вот команда и старается. В частности, Адабашьян. А Никита, мол, только водку пьет, да "Мотор!" кричит в мегафон.

А все между тем оказалось намного проще, без всякой конспирации. Команда у Михалкова подобралась и в самом деле замечательная - один оператор Лебешев чего стоил, с его прозрачными шляпками и занавесками, с его шмелями, жужжащими на солнечном лугу. Но одно это еще не обеспечило бы успеха "Рабе любви", "Обломову" и "Своему среди чужих..." Главная причина удач заключается в действительном таланте Михалкова. С одним, впрочем, "но". Талант этот - мощный, но очень частный, весьма и весьма небольшого диапазона.

Михалков - замечательный харАктерный актер и харАктерный режиссер, большой мастер гротесковой детали. Редко кто лучше него может выписать эдакий неожиданный, но очень точный крендель, приправить остреньким, солененьким, необычным. Да, одни кренделя и специи обеда еще не составят. Но дайте такому повару по-настоящему хороший материал - и дело, считайте, в шляпе.

Я в жизни не поверю, что Михалков в состоянии понять смысловые тонкости и глубину пьес Чехова и Володина, романа Гончарова, кинодрамы Фридриха Горенштейна. Но ему этого и не требуется - хватает интуитивного проникновения в диалог, в характер, в соль и перец эпизода, в частные моменты. А об общей идее, о связности и смысле заботится уже сам материал, заложенная в нем сила тяготения.

Иными словами, Н.С.Михалков - дурак, гениально чувствующий частный эпизод. Такой вот бином, превосходно объясняющий кажущуюся несочетаемость каши в голове и успеха на экране. Но все это - напомню еще раз - возможно лишь при наличии качественного исходного материала. А когда такого материала нет, получается "Утомленные солнцем - 2".

Это не просто плохой фильм - это очень плохой фильм. Первая по-настоящему оглушительная неудача Михалкова. Я уже привык к тому, что вокруг Никиты висит атмосфера скандальной ругани, относящаяся к общественным и цеховым разборкам, но неправомерно распространяемая и на его кино. Привык и научился различать. Фильм "12" мне, к примеру, скорее понравился - эдакий сборник хороших рассказов, не совсем, впрочем, удачно закругленный в конце. Но сборник - он сборник и есть. Всеобщей обструкции "12" никак не заслуживал, как и "Цирюльник" - не шедевральный, но вполне приемлемый. Наученный опытом этого несогласия, я приступал к просмотру "УС-2" скорее с положительным предубеждением. И довольно быстро понял - это полная катастрофа, провал.

Тут вот что интересно: почти все виденные мною рецензии справедливо упирают на неудачные эпизоды, недостоверные моменты, неточные детали. Упрекают кого? - Никиту, мастера детали, гения эпизода! И это не случайно. В "УС-2" отсутствует связный материал, нет хорошей драматургической основы, глубины персонажей, качественного текста, а в результате и эпизоды расползаются, как тараканы. Для того, чтобы создать нечто из ничего, нужен талант иного класса, иной степени общности, иной глубины понимания - талант Тарковского, гений Германа. А Михалков в принципе не в состоянии сварить суп из топора. Верный своим прежним рецептам, он усердно сыпет и соль, и перец, но в отсутствие сценарной базы это лишь усиливает ощущение фальши. Уверяю вас, была бы такая база, никто не усомнился бы ни в бомбежке дерьмом, ни во флагах на танках. А так... так временами возникает ощущение, что смотришь плохую мыльную оперу - таков уровень диалогов, актерских гримас и режиссерских ужимок.

Рассыпается буквально все; актеры, всегда выкладывающиеся у Никиты по полной, на сей раз играют либо никак, либо просто плохо. Даже он сам! - Никогда еще не приходилось мне видеть столь отвратительной, насквозь фальшивой роли в исполнении Михалкова. Он словно поставил себе цель дать петуха чуть ли не в каждой ноте. И это опять же закономерно: в своих прежних работах Никита плавал в более-менее глубоких водах, успешно скрывавших карликовый рост пловца. В "УС-2" Михалков впервые встал (сел?) в лужу мелкого (а то и вовсе никакого) материала, что немедленно обнаружило его истинную величину.

Только дурак мог полететь с такой "бомбой" на Каннский фестиваль. Как утверждают знатоки-рецензенты, бомбежка дерьмом бессмысленна - рассется, до палубы не долетит. И впрямь не долетело.


Tags: кино
Subscribe

  • Вздохи скрипки

    Шауль Черниховский Вздохи скрипки На реках Бавеля, привольно текущих, Мы плакали, голы и сиры, На скорбные ветви, под скорбные кущи, Повесив…

  • Плачут сгорбленные ивы...

    К первому жгучему хамсину весны - грустный Черниховский - напоминанием о близкой осени. ШАУЛЬ ЧЕРНИХОВСКИЙ Плачут сгорбленные ивы над рекою. Ждут…

  • Поэт Катастрофы

    Ицхак Кацнельсон родился в июле 1886 года в белорусском местечке недалеко от Гродно, но рос, учился и работал в Лодзи – одном из важнейших культурных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Вздохи скрипки

    Шауль Черниховский Вздохи скрипки На реках Бавеля, привольно текущих, Мы плакали, голы и сиры, На скорбные ветви, под скорбные кущи, Повесив…

  • Плачут сгорбленные ивы...

    К первому жгучему хамсину весны - грустный Черниховский - напоминанием о близкой осени. ШАУЛЬ ЧЕРНИХОВСКИЙ Плачут сгорбленные ивы над рекою. Ждут…

  • Поэт Катастрофы

    Ицхак Кацнельсон родился в июле 1886 года в белорусском местечке недалеко от Гродно, но рос, учился и работал в Лодзи – одном из важнейших культурных…