alekstarn (alekstarn) wrote,
alekstarn
alekstarn

Антверпен

Антверпен как-то всегда оставался в стороне от наших бельгийских маршрутов. Рядом проезжали, а чтоб заехать - ни-ни. Брюгге, Брюссель, Гент, Мехелен... даже серый Льеж захватили, а Антверпен - мимо. Как-то само так получалось. Случайность? - Не думаю.


Этот город - ультимативный непрушник Нижних Земель. Просто "оторви да брось". По слухам, у него и название с "оторви да брось" связано. Якобы сидел на берегу реки Схельде некий разбойник и собирал дань с проезжих купцов. А кто отказывался платить, тому отрубал десницу. Но потом нашелся герой, которые победил злодея. В качестве символического акта он оторвал руку от тела поверженного врага и бросил ее в реку. Бросил грека руку в реку и основал на том месте город. Рука - "ант", бросать - "верп" - вот вам и Антверпен, оторви да брось.
Сначала все шло замечательно: река широкая, даже самые большие морские суда заходят без проблем, а порт в то же время - в глубине континента, подальше от морских пиратов, которые, чем дальше от моря, тем неуютнее себя чувствуют. Но потом началась непруха: во время войн Реформации Антверпен отошел к испанцам-католикам, а завоевавшие независимость голландцы-протестанты сидели на той же Схельде, только ниже. В итоге Роттердам радостно блокировал конкурента, перехватил всю торговлю, и Антверпен захирел. Да еще и испанский гарнизон (тогда войска были в основном наемными), решил возместить невыплаченное жалованье грабежом. Короче, закатилась звезда Антверпена. Пока не пришел Наполеон и не топнул ботфортом. Тогда и город заново отстроили и роттердамскую блокаду сняли. Теперь это, вроде как, снова крупнейший бельгийский порт, а вот ведь - мимо проезжаешь. Одно слово - "оторви да брось".
Вот вам очередное проявление непрушности: дул сильный холодный ветер, и Томка категорически отказалась выходить на продуваемую точку, откуда можно было бы сфотографировать широченную Схельде. Так что не обессудьте - придется судить по этой фотографии, где едва-едва угадывается противоположный берег.



Начали мы с антверпенского музея изящных искусств. Он идет на реконструкцию, и напоследок хранители решились на интересный эксперимент: доверили местному художнику перетасовать экспозицию по своему вкусу. Что он и проделал: Модильяни висит рядом с Симоне Мартини, Тициан и делла Франческа - в одной комнате с Ван Донгеном и так далее - сплошной салат. Непривычно и занимательно. Музей небольшой, но коллекция очень качественная.
Затем - непременная фотография с Петром, который некогда обучался здесь корабельному делу. Корабли строить мы пока не горазды, но руки в боки очень даже могем:



У стены местного кафедрала. По словам Степана, в более туристские и менее холодные дни к этой четверке бронзовых каменщиков присоединяется пятый - "живая скульптура".



Антверпенский кафедрал знаменит прежде всего триптихом Рубенса "Снятие с креста" - действительно замечательным произведением. Говорю это, не являясь любителем Рубенса (на мой вкус, будучи великим профессионалом, он при этом чересчур холоден и расчетлив, чтоб не сказать "бездушен"). Но этот триптих в самом деле потрясает. Он один оправдывает поездку в Антверп, точно так же, как алтарь Ван Эйков - поездку в Гент.



Собственно говоря, с этой картины и началась слава Рубенса - его стали приглашать, делать заказы и пошло-поехало. Кроме нее, есть в соборе еще несколько превосходных вещей - как, например, "Распятие" того же Рубенса...



...и великолепная резьба по дереву - хор,



...исповедальни,



...и роскошный "птичий пульпит" с самыми разнообразными пернатыми, хвостатыми и клюватыми -



Одна из легенд, связанных с триптихом Рубенса, рассказывает о мальчике Нелло, который мечтал стать художником. Обычно створки держались закрытыми и открывались либо перед теми, кто мог заплатить (а Нелло не мог), либо во время больших торжеств (когда мальчишку просто оттирали другие жаждущие увидеть шедевр). Когда на Рождество триптих открыли, мальчик спрятался в пустом кафедрале и всю ночь просидел перед картиной, парализованный ее красотой. Увы, в результате бедняга замерз насмерть - а с ним и его верный пес Патрашка, разделивший судьбу хозяина.
В Японии сделали об этом полнометражный мультфильм, ставший там гигантским хитом. Видимо, много говорит самурайскому сердцу и верность Патрашки, и самозабвенное - поверх смерти - стремлении к прекрасному его маленького хозяина. Так что теперь Антверпен в Японии популярнее любого другого европейского города - это "То Самое Место, Где Жили Нелло и Патрашка".
О чем и свидетельствует памятный знак на площади перед кафедралом. Обратите внимание на иероглифы для целевой аудитории.



Ратушная площадь.



Дома гильдий. Кстати, непрушность Антверпена началась с жадности мясников - самой влиятельной из гильдий. В решительный момент можно было остановить наступление испанцев при помощи обычной процедуры: открыть шлюзы и затопить окрестности. Но мясники как раз согнали под стены города большое количество скота, который неминуемо погиб бы при наводнении. Они воспротивились открытию шлюзов - город пал и остался испанским. "Потому что в кузне не было гвоздя".



Ратуша.



Ни черта себе...



Надпись на постаменте "Работа Свобода". Типа, "Арбайт махт фрай". Чья-то анархистская рука пририсовала между двумя словами знак неравенства.



Есть в Антверпе и настоящая крепость - теперь там морской музей.



А вот еще одна достопримечательность: вокзал. Вернее, храм, а не вокзал.



Густое, обильное "ар-нуво".



Красота необыкновенная.



И впечатляющее техническое решение: платформы расположены на четырех уровнях, один под другим:



Вот тут хорошо видно -



В общем, есть причина приехать сюда на поезде.
А потом друзья повезли нас в богатый буржуазный пригород, смотреть на тамошние домики-пряники.



Все это новострой, но стиль стараются сохранять...



...хотя и каждый по-своему,



как на просторах Рублевки.



А это Штирлиц приехал к Мюллеру.



В общем, интересный город. Жаль, что у нас был на него всего один день. Непрушник, что и говорить.




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments