alekstarn (alekstarn) wrote,
alekstarn
alekstarn

На смерть тусовщика

Квартирный вопрос вечно всё портит. В известном романе – людей, в Израиле – их отношение к газетному «специалисту», который с поразительно безапелляционной уверенностью писал в начале 90-х о том, в чем разбирался весьма поверхностно. В чем именно специализировался этот специалист, понять трудно и сейчас. Некрологи именуют его «блоггером», «автором и участником проектов», «консультантом» и прочими безразмерными, годными на любую голову словами – вплоть до совсем уже устрашающего по потенциалу пустопорожней бессмыслицы «Евангелиста».

Как пишет другой хорошо осведомленный блоггер, также претендующий на звание одного из отцов рунет-патристики Максим Кононенко (отзывающийся еще на идентификатор Mr. Parker), покойный «многое придумал в рекламе, без него вообще не обходился практически ни один крупный проект в интернете изначальном. Но таковым мог бы стать, наверное, любой грамотный человек, попавший в нужное время в нужное место». Что, в общем, было немудрено, ибо, как пишет далее Mr. Parker, наш герой «находился в центре гигантской паутины социальных связей». Это уже звучит куда понятней и выражается, вообще-то, намного короче, одним словом: «тусовался». По Кононенко (и это очень похоже на правду), истинной специализацией Евангелиста была тусовка, тусня.

Вдобавок ко всему, он позиционировал себя «израильтянином», хотя с таким же успехом мог бы зваться «киприотом» – ведь там, на острове, он прожил немногим меньше, чем здесь, в нашем Бийске. Вы спросите, при чем тут Бийск? При том, что в начале нулевых, уже хорошо устроившись в Москве, Евангелист вдруг снова вспомнил об Израиле (как-никак, место действия евангелий – именно здесь) и разразился серией статей, напечатанных в газете «Вести». Статей было несколько, а тема одна, и формулировалась она примерно так: «Какой же я молодец, что уехал от вас».

Читателям сообщалось, что теперь, в благодатном отрыве от них, автору наконец-то удалась жизнь. Статьи поблескивали словесными картинками, одну из которых я запомнил настолько, что не поленился вытащить сегодня из-под спуда минувших пятнадцати лет. Картинка изображала (цитирую дословно): «просторную двухэтажную виллу на вершине горы в итальянской деревне Мадонна ди Сассо, с видом на Лаго дель Орте и заснеженный пик Монблана вдали». Там, потягивая мартини (или что они там потягивают) на балконе второго (а может, и первого) этажа, Евангелист неторопливо размышлял о чем-то, достойном размышления, – например, о достройке этажа третьего. Красиво, не правда ли? В Кемерово такого не увидишь…

Почему в Кемерово? Потому что, как писал далее в той же статье экс-израильтянин и экс-киприот, действительно умные люди (здесь снова дословно): «вернулись в Россию по тем же самым причинам, по каким возвращается в Москву выпускник московского вуза, отбыв несколько лет по распределению в Бийске или Кемерово, сделав фантастическую, по бийско-кемеровским понятиям, карьеру».

Это было написано и опубликовано в декабре 2002 года, когда мы боялись выйти на наши «бийско-кемеровские» улицы, когда взрывались полные людей автобусы и кафе, когда харедим из ЗАКА собирали погибших по частям в пластиковые мешки, а затем еще долго снимали ошметки человеческого мяса с окрестных стен и деревьев. Того самого 2002-го, когда арабский террор унес жизни четырехсот пятидесяти двух израильтян. Немудрено, что процитированные выше слова «выпускника московского вуза» врезались в мою память наряду с их смертью, как неотъемлемая часть тогдашнего кошмара.

Честно говоря, это и сейчас первое, что приходит мне на ум, когда я слышу его фамилию. А ведь Евангелист прозорливо предупреждал, что так и случится:
«Такое отношение знаменует впечатляющий триумф провинциальных комплексов над пресловутым еврейским здравым смыслом, победу истерического ура-патриотизма над трезвым прагматизмом…» – писал он там же, благородно предлагая нашей косной подслеповатой провинции бесплатно использовать ценные выводы, основанные на преимуществах его дальнозоркого альпийского местоположения.

Надо сказать, что потом «профессионал международного класса» (еще одно его тогдашнее самоназвание) перестал учить нас, дураков, уму-разуму – как видно, придя к выводу, что дело это безнадежное. Куда выгодней было использовать Израиль в качестве украшения – оно наверняка придавало московскому образу Евангелиста остро недостающую ему глубину. Ведь большинство участников тусовки приходят туда на время и затем отваливают, получив (или не получив) желаемое. Кому-то становится скучно, кого-то утягивает реальное дело, кто-то просто взрослеет… Остается лишь тот, чья единственная специализация – сама тусовка, поверхностная и мелкая по определению.

Время от времени мне присылали ссылки на его блог; чтение этих материалов обычно сопровождалось ощущением безнадежной поверхностности, банальности, отсутствия оригинальной глубины. Вышеупомянутый блоггер Кононенко пишет о многочисленных обидах, нанесенных Евангелистом множеству участников московской тусовки – обидах, «о которых при последующей встрече никто даже не вспоминал. И я понимаю этих людей. На него невозможно было сердиться». Знаменательная деталь! Плавающий поверху не в состоянии по-настоящему задеть никого.

Единственный занимавший меня вопрос заключался в том, как он кончит. В конце концов, тусовка - дело заведомо молодежное, сколько можно? Вот уже пятый десяток… Вот и шестой… Судя по доходившей сюда обрывочной информации, Евангелист и в самом деле пытался если не сменить амплуа, то хотя бы модифицировать его. Не получилось. Да и как получится, когда человек танцует в обнимку с самим собой, уткнувшись носом в собственное «Я»? Реальные ценности пребывают снаружи – там, где трубит победу «впечатляющий триумф провинциальных комплексов и истерического ура-патриотизма». А внутри… – внутри только ливер, включая не слишком здоровое сердце, – ливер и более ничего.

«Наверное, ему хотелось бы умереть там [в Венеции], среди всей этой неописуемой красоты, – завершает свою прощальную статью Mr. Parker. – Но он умер на даче под Мытищами. Умер от водки. Так и должно быть с настоящим космополитом».

Видимо, так. Видимо, так и должно быть. Барух даян аэмет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments