alekstarn (alekstarn) wrote,
alekstarn
alekstarn

Categories:

Поговорим о чудесах

В этом году праздник Пурим как нарочно пришелся на годовщину смерти усатого вурдалака, да сотрется имя мерзавца. Как известно, этот современный Аман издох 5-го марта – в канун Пурима 1953 года, непосредственно перед запланированной кампанией по физической ликвидации евреев Советского Союза. Тогда нас спасло чудо – характерное пуримское чудо. Значит, самое время поговорить о чудесах.

Рассказывают, что очень давно талмудический мудрец-аморай по имени Раба пригласил на праздничную трапезу в честь Пурима своего близкого друга и коллегу рабби Зейру. Рабби Зейра пришел, и оба приятеля, восславив Творца, принялись усердно напиваться до состояния риз – как оно и заповедано в этот конкретный день еврейской Победы над превосходящими силами врага. В итоге, оба мудреца надрались настолько, что в какой-то момент вусмерть пьяный Раба ухитрился встать (или приподняться на должную высоту) с трапезного ложа и зарезать еще более пьяного рабби Зейру. О чем он при этом думал-соображал, история умалчивает. Возможно, принял старого друга за нового Амана, но, скорее всего, просто принял слишком много вина и начисто отключил соображалку.

Наутро, с трудом продрав зенки и ползая по дому в поисках опохмелки, Раба наткнулся на уже остывший труп рабби Зейры и тут уже, конечно, разом протрезвел. Начиная с некоторого момента ночной трапезы, Раба не помнил ни черта и даже не мог с уверенностью предположить, что друга убил именно он, но, как видно, зловещее подозрение хоть тенью да закрадывалось в раскалывающуюся от похмелья голову мудреца.
– Боже! – воззвал он.
– Я здесь, – отозвался Создатель.
Он никогда не отказывался от беседы с выдающимся толкователем Своего Учения, поскольку истинный Учитель не только учит учеников, но и учится у них.
– Ты меня уважаешь? – вопросил Раба.
– Уважаю, но пить не буду, – твердо отвечал Создатель. – Я за рулем.
– А я и не предлагаю, – сморщился Раба. – Я прошу о чуде. Не наказывай Своих верных учеников за усердное исполнение Твоей же заповеди. Лучше воскреси моего сердечного друга и коллегу рабби Зейру, который, как видишь, плавает тут в луже собственной крови, как, прости Господи, козленок в молоке матери…
– Ну что ж, – отвечал Создатель после некоторого раздумья. – Когда же и творить чудеса, если не на Пурим по пьяному делу.

И рабби Зейра воскрес, хотя и тут же пожалел об этом по причине все того же ужаснейшего похмелья. Но, как известно, даже ужаснейшее похмелье вполне поправимо – если, конечно, не выпита заначка. А наши мудрецы не были бы мудрецами, если бы позволили себе такой неосмотрительный шаг. Допустимо всё, что угодно, – даже, как мы видели, убийство друга – но тронуть заначку?.. – тронуть заначку ни-ни. Хорошенько поправившись, Раба и рабби Зейра припомнили события прошедшей ночи, восславили мощь и милосердие Творца, поудивлялись тому, что даже шрама на горле не осталось, и отправились учить Тору, то есть заниматься тем, что и положено делать любому еврейскому мужчине в самом что ни на есть ежедневном порядке – за исключением, разве что, непосредственно праздника Пурим.

В неустанных молитвах, трудах и учении пролетел год, и незаметно подошло время нового Пурима.
– Ну что, рабби Зейра, – сказал Раба, с энтузиазмом потирая подзамерзшие за год ладони. – Не пора ли к магазину?
– Пора, Раба, пора, – задумчиво отвечал рабби Зейра.
– Значит, как всегда, у меня? – гостеприимно предложил первый мудрец.
– Тода, Раба, тода, – с той же интонацией отвечал рабби Зейра, – но в этот раз я, пожалуй, выпью с другими. Не в каждый Пурим случаются чудеса…

Что тут скажешь? Велико было знание рабби Зейры, множество мудрых суждений и толкований изрекли уста ученого аморая, но в пословицу вошли именно эти его слова. И мне почему-то кажется, что чрезвычайно уместно напомнить именно их и именно сейчас, в годовщину пуримского чуда 1953 года, после стрельбы в кошерных лавках, у синагог и даже непосредственно у царских ворот. Слышишь, Мордехай? Или как ты там сейчас себя именуешь – Мардук?.. Морис?.. Матвей?.. Не в каждый Пурим случаются чудеса. Особенно, в Шушане – как древнем, так и современном.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments